Главная » Статьи » Политические деятели

Столыпин: Либеральные реформы и сильная власть
Весь внешний облик П.А. Столыпина как нельзя более соответствовал редким качествам и сторонам его души. Высокий ростом, сухощавый, широкоплечий, он был всегда щеголевато одет в костюм английского покроя или в черный обыкновенный сюртук, выгодно рисовавшим его статную, дышавшую энергией и подвижностью фигуру. Умные, выразительные глаза в глубоких орбитах смело смотрели на людей, живо отражая волновавшие или занимавшие его настроения и чувства.

Крупная характерная голова, с выдающимся вперед лбом; небольшая, подстриженная, еще темная бородка довольно густо обрамляла его лицо и хорошо очерченные губы». (Цит. из речи И.П. Шубинского «Памяти П.А. Столыпина», 5 сент. 1913 г.).

Столыпин был женат на О.Б. Нейгарт - невесте своего брата, убитого на дуэли. По свидетельству современников, несмотря на сложный характер Ольги Борисовны, Петр Аркадьевич был счастлив в браке, имел пять дочерей и одного сына.

Штрихи к портрету П.А. Столыпина

а) Чувство чести

Человек большого личного мужества, Столыпин без колебания вызывал на дуэль каждого, кто посягал на его честь - семейную или должностного лица. Вызывал, стрелялся и был на дуэли ранен.

Факт: история сохранила миф о «столыпинском галстуке». Ярлык этот «явил миру» на заседании Думы 17 ноября 1907 г. депутат от Твери Родичев: «... в то время, когда русская власть в борьбе с эксцессами революции видела только одно средство... в петле, которую г. Пуришкевич назвал «муравьевским воротником» и потомки г. Пуришкевича, быть может, назовут «столыпинским галстуком». Депутаты гневно отреагировали на эти слова выкриками: «Долой! Вон!». Родичев принес личные извинения Столыпину: «Я беру свои слова назад, я не имел намерений оскорбить ни Государственную Думу, ни тем более председателя Совета министров». Дума большинством голосов «против» (96) постановила применить к Родичеву высшую меру взыскания - удаление на 15 заседаний. Сразу же после выпада Родичева Столыпин послал навстречу сходящему с трибун Родичеву не «держиморду», не казаков или палача, а секунданта! 45-летний отец шестерых детей, премьер-министр, имевший тысячи способов раздавить неугодного депутата, не колеблясь, поставил под удар свою жизнь во имя чести. «Я не хочу оставаться у своих детей с кличкой вешателя», - объяснял свой поступок Петр Аркадьевич. Столыпин извинения Родичева принял, но руки не подал...


б) Уверенность, оптимизм

«...Не думайте, господа, что достаточно медленно выздоравливающую Россию покрасить румянами всевозможных вольностей, и она станет здоровой. Путь к исцелению России указан с высоты Престола, и на вас лежит громадный труд выполнить эту задачу. Мы, Правительство, строим только леса, которые облегчают ваше строительство. Противники наши указывают на эти леса как на возведенное нами безобразное здание и яростно бросаются рубить их основания. И леса эти неминуемо рухнут, и, может быть, задавят и нас под своими развалинами, но пусть, пусть это случится тогда, когда из-под обломков будет уже видно, по крайней мере, в главных очертаниях, здание обновленной, свободной в лучшем смысле этого слова, свободной от нищеты, от невежества, от бесправия России, и время то, господа, наступает, и оно наступит, несмотря ни на какие разоблачения, так как на нашей стороне правда...». (Из выступлений П.А. Столыпина в 1909-1911 г.; цит. по статье «Россияне». Книга для чтения по истории Отечества, - Санкт-Петербург, 1994).

в) Чувство ответственности

«Для лиц, стоящих у власти, нет, господа, греха большего, чем малодушие уклонения от ответственности. Наш путь тяжелый, тернистый, под свист насмешек, под гул угроз... Я признаю открыто: в том, что мы ответственны на этом пути. Ответственны мы в том, что мы, как умеем, как понимаем, как бережем будущее нашей Родины, и смело вбиваем гвозди в вами же сооруженную постройку будущей России, не стыдящейся быть русской, ответственны мы, и эта ответственность - величайшее счастье моей жизни». (Апрель 1911 г.). (Цит. по «Ленинградской правде» от 26 августа 1991г.).

г) Сочетание редкого ума и чувства родины, патриотизма

«...нужен был человек исключительный. Мало было иметь ум, понимать многое и уметь хорошо рассуждать по поводу него: нужен был человек, способный глубоко чувствовать русскую жизнь, ее вековые уклады, способный пробудить такие чувства в других и вывести на прямой и здоровый путь из тех колебаний и расшатанности. В эти смутные дни Петр Аркадьевич явил свой здравый смысл, свойственный сильному русскому человеку, широкий ясный ум, могучую энергию, беззаветную готовность отдать себя, пожертвовать всем дорогим в жизни ради блага родины, для поворота жизни ее от бурь, смуты на здоровый путь законности и мирного прогресса». (Из речи И.П. Шубинского 5 сентября 1913 г. «Россияне». Книга для чтения. - Санкт-Петербург, 1994).

д) Благородство, обаяние

«Кто хоть раз общался с Петром Аркадьевичем, сразу попадал под неотразимое влияние его личности, не власти, которую он тогда олицетворял, а именно личности, сиявшей каким-то рыцарским благородством, искренностью и прямотой. Ни капли чиновника, царедворца, честолюбца не чувствовалось в нем, хотя он всегда и везде хранил высокое личное достоинство, свойственное его жизненному типу». (Из речи И.П. Шубинского 5 сентября 1913г. «Россияне». - Книга для чтения по истории отечества. - Санкт-Петербург, 1994).

е) Простота, скромность, непритязательность

«К похвалам, прославлениям он относился всегда очень сдержанно, как бы ощущая неловкость. Все, что делал он, казалось ему лишь скромным выполнением своего жизненного долга... Сам Петр Аркадьевич жил чрезвычайно просто; его рабочий кабинет помещался на втором этаже Эрмитажа. Это был обширный зал, ничем не напоминающий кабинет государственного деятеля. У одной из его стен стоял большой диван, над ним - телефон. «Днем можете садиться на диван; ночью - это моя постель», - говорил он... (Цит. С.-П., «Интербук», 1990)

ж) Талант оратора, умение убеждать

«...воодушевление и подъем сразу приходил к нему, и речь его свободно и плавно лилась в могучих аккордах его редкого по выразительности и звучности голоса. В ней сказывался весь его характер, все стороны его духовного образа. Он умел сразу овладеть аудиторией и приковать к себе ее внимание. Речи его у многих в памяти. Простота изложения, ясность, глубокое знание предмета были их характерными чертами, как бы далек сам по себе и специален предмет не был. Нередко его горячее слово захватывало весь парламент глубиной чувств, искренностью настроения. Даже враги его восхищались увлекательной правдивостью его слов, благородством его образа, неотразимой силой его ораторского таланта». (Цит. С.-П., «Интербук», 1990).

з) Отношение к критике

«Его принцип был таков, что держащий власть подлежит критике и публичной оценке, лишь бы это был суд над его политической деятельностью и выражающими ее взглядами, а не мелкая травля, злостная болтовня, носящая характер хулиганства. Критику и недовольство лично им он воспринимал спокойно и терпеливо». (Из выступлений И.П. Шубинского 5 сентября 1913 г., цит. по ст. «Россияне». Книга для чтения по истории Отечества. - С.-П., 1994). столыпин власть реформа личность

к) Правдивость

«Правдивый всегда и везде, Петр Аркадьевич или молчал, когда затруднялся ответить, или отклонял немедленный ответ. Но однажды убедившись, он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная. Он не знал двойственности, лукавства, утонченной дипломатии». (Цит. С.-П., «Интербук», 1990).

и) Мужество, выдержка

«В омуте преступности и бунтов П.А. Столыпин показал себя на высоте государственного долга. Его видели бестрепетным, полным несокрушимой смелости и перед многочисленной бунтующей толпой, и в остроге, охваченном восстанием арестантов. Рассказывают, что, выйдя к дерзко стоявшей вооруженной крестьянской толпе, Петр Аркадьевич сбросил с себя пальто, крикнул рядом стоящему парню: «Возьми!». Тот подхватил пальто; все сразу сняли шапки и заговорили языком отрезвления... Он стойко принял удар судьбы 12 августа 1906 г., когда бомба террористов в щепки разнесла большую часть его дачного особняка на Аптекарском острове, причем 27 человек были убиты, а 32 - в числе которых были его сын и дочь - ранены. Революционным силам он бросил с думской трибуны: «Не запугаете!», и вряд ли кто-нибудь усомнился в твердости Столыпина...» (Цит. С.-П., «Интербук», 1990).

к) Жесткость

19 августа 1906 г. Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 г. За 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. Столыпин оправдывал необходимость «кар» тем, что революционеры не останавливались перед кровавыми способами борьбы и просил «уметь отличать кровь на руках врача от крови на руках палача». Свои угрозы Столыпин не в последнюю очередь обращал к крестьянам. «Если разрушительной пропаганде удастся вызвать среди темной части населения аграрные беспорядки, то они будут остановлены вооруженною силой, и ответственность за жертвы ляжет на подстрекателей».

Все вышеизложенное Столыпин без колебаний претворял в жизнь. В 1907 году он разжаловал 90 из 200 военных судей, проявивших недостаточное, по его мнению, применение смертной казни. (Цит. Ю. Марголис, «Уроки Столыпина». - С.-П., 1994).

л) Национализм

Для Петра Аркадьевича российское государство было единое и нераздельное. «Прежде всего, Россия пусть будет Российским государством, - говорил премьер-министр, - а затем будем толковать о подразделениях и устройствах внутри ее разных народностей - финнов, эстонцев, поляков, хохлов, татар и т.д. Не будем вытравлять процессов истории и ее несокрушимого уклада...». Столыпин не стремился к какому-нибудь династическому господству русского народа над другими, но и не мог перенести уничтожения русского народа на почве интернационализма или культурных превосходств. (Ю. Марголис, «Уроки Столыпина». С.-П., 1994).

Политический идеал Столыпина - конституционная монархия

«Премьер-министр считал, что Манифестом 17 октября 1905 г. с высоты престола «было предсказано развитие чисто русского, отвечающего и народному духу, и историческим преданиям, государственного устройства».

Политическая цель: во что бы то ни стало сохранить монархию, не допускать революционного взрыва за счет политических уступок различным социальным силам.

В основу своей государственной деятельности П.А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б.Н. Чичериным: «Либеральные реформы и сильная власть». Понимая, что упование правительства только на карательные меры есть верный признак его бессилия, Столыпин основное внимание уделил не поиску зачинщиков революции, а разработке реформ, способных, по его мнению, разрешить главные вопросы, вызвавшие революцию, пытался наладить диалог с представителями оппозиционных политических сил. В то же время Столыпин не избегал и насильственных, карательных действий, что позволяет в целом оценить его политический курс как политику «кнута и пряника».

Враги и друзья запомнили его способность к короткой фразе, яркому политическому афоризму:

«Не запугаете!»

«Сначала успокоение - потом реформы!»

«Дайте мне двадцать лет покоя, и я реформирую всю Россию!»

«Только война может погубить Россию»

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

Категория: Политические деятели | Добавил: Авгур (25.06.2013)
Просмотров: 2125 | Теги: Столыпин, политические деятели, личности в истории, столыпинские реформы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]