Главная » 2013 » Апрель » 28 » Власть царя была сильна общинностью народа
15:11
Власть царя была сильна общинностью народа
Претворение в жизнь прав и свобод личности на Западе шло преимущественно сверху "декретами” государства и чаще всего в интересах правящих слоев, в России же — снизу, основываясь на вековых традициях и обычаях, посягнуть на которые до определенного времени боялись и государство, и феодалы.

Русская община обладала такой суммой прав (самоуправление, выборы руководителей, гласное решение дел на сходке, совместное владение землей), которая и не снилась западноевропейскому обществу.

"Русский народ, — писал А. И. Герцен, — жил только общинной жизнью, свои права и обязанности он понимает лишь по отношению к общине. Вне ее он не признает обязанностей и видит только насилие”*.

Законы, защищающие права личности в западноевропейских странах, постоянно нарушались "правом” сильного и богатого, были просто фикцией для преобладающей части населения. Факты этих нарушений постоянно прослеживаются в исторических источниках. С самого начала своего существования западный мир подразумевает существование равных прав лишь для узкого круга людей — только для знатных и богатых. Даже передовые (в западноевропейском смысле) мыслители, идеи которых легли в основу западноевропейского права, например, Вольтер, считали, что "в этом несчастном мире необходимо, чтобы люди, жившие в обществе, делились на два класса — угнетателей и угнетенных”.

История доносит до нас многочисленные сведения о том, что важной отличительной чертой общественного уклада наших предков была склонность к демократическим формам жизни и труда. Еще в XVI веке византийский писатель Прокопий Кессарийский писал, что славянские племена "не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии) и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим”.

То же самое писал император Византии Маврикий: "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонил к рабству или подчинению... Находящихся у них в плену не держат в рабстве, как прочие племена... но... предлагают ему на выбор:

желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей”. Эти черты нашего народа выразились в демократическом обычае — вече, которым в Древней Руси называлась сходка жителей одного населенного пункта для решения общих дел.

В больших городах вече принимало решения о Приглашении или изгнании князя. Поэтому древнерусское вече являлось народной властью, независимой от князя.

Свобода носила коллективный характер и определялась принадлежностью человека к самоуправляющейся общине, которая создавала условия для свободы и самостоятельного развития каждого отдельного человека (в городах подобную роль играли самоуправляемые объединения, дружины, черные сотни), ограждая его от феодальных поборов и произвола центральной власти.

Распространенное заблуждение некоторых наших современников понимать свободу как абсолютную независимость человека от установленных веками традиций и обычаев национальной жизни не были бы поняты нашими предками, смотревшими на такую независимость, как на разнузданность и своеволие, ничего общего со свободой не имевшие. По сути дела, свобода в представлении человека Древней Руси носит высокий духовный характер.

Широко рекламируемые сейчас на Западе идеи участия трудящихся в управлении производством, трудовой демократии, рабочего самоуправления представляются как новейшее достижение западной демократии. Однако исторические факты свидетельствуют, что претворение в жизнь идей трудовой демократии впервые произошло в России на полтора столетия раньше, чем в Западной Европе. Одно из известных, но не самых древних свидетельств

рабочего самоуправления относится к 1803 году, когда на Красносельской бумажной фабрике близ Петербурга рабочие заключили с владельцем договор, по которому фабрика в течение долгого времени находилась в управлении самих рабочих. Для руководства работ они выбирали из своей среды мастера, сами определяли продолжительность рабочего дня, порядок работы, распределение заработка.

И это далеко не единственный и не случайный факт. Рабочее самоуправление, трудовая демократия имеют глубокую и устойчивую народную традицию, древние корни в вековом общественном укладе русского народа, в его общинных и артельных принципах. Важнейшей чертой развития промышленности и торговли на Руси было то, что оно осуществлялось на началах трудовой демократии, самоуправлении и самоорганизации, отражавших главные принципы существования трудовых коллективов того времени. Крестьянство развивалось в рамках общинного самоуправления, аналогично ему происходило объединение ремесленников по профессиональным признакам на артельных началах.


Категория: Мои статьи | Просмотров: 518 | Добавил: Авгур | Теги: демократия, народ, права и свободы, общинность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]