Главная » 2015 » Декабрь » 31 » Тайны московского метро
10:21
Тайны московского метро

Андреассен:

- Сегодня мы с вами спустимся под землю – в метро.  Наверняка немногие задумывались, что на кольцевой 12 станций соответствуют 12 знакам Зодиака. И всё это неспроста. А почему неспроста? Все тайны подземки нам сейчас расскажет Наталья Леонова, координатор проекта «Иди и смотри необычную Москву».

Леонова:

- Действительно, кольцевая линия просто пестрит на сегодня всевозможными местами для... загадывания желаний. Некоторые просто катаются по кольцу по часовой стрелке, загадывая единственное желание, заходя на «Курской» и совершая тот самый магический круг...

Андреассен:

- А почему именно на «Курской»? С нее все и начинается?

Михаил ФРОЛОВ
Станция «Курская» начала проектироваться первой, в 1943 году. С нее 1 января 1950 года отправился первый поезд до «Парка культуры». Это был первый кусочек открывшейся кольцевой линии.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Леонова:

- Совершенно верно. Как вы уже сказали, 12 станций - 12 знаков Зодиака, можно еще продолжить – 12 месяцев. Кстати, был такой момент, когда станцию «Калужская» переименовали в нынешнюю станцию метро «Октябрьская». И один журналист-шутник сказал: «А что мы мучаемся? 12 станций, давайте назовем «Октябрьская», «Ноябрьская», «Декабрьская» и т.д.». Но эту инициативу не поддержали.

Однако задумаемся: ведь не просто так все. Астрологи были и во времена Петра I, известен знаменитый Брюсов календарь, который основывается на астрологических прогнозах. И не случайно многие специалисты думают, что до сих пор у нас на кольцевой линии - именно 12 станций, хотя известно, что есть 3 законсервированные, а также известно, что хотели и 13-ю открыть – «Суворовскую». Но на сегодня вы о «Суворовской» практически ничего не узнаете.

Так что остановимся на том, что станций все-таки 12. И вот  «Курская» является так называемой начальной, отправной точкой кольцевой линии метро. И когда астрологи разделили на сектора Москву, то получилось, что как раз район метро «Курская» относится к знаку Овну, открывающему весь зодиакальный круг. Действительно, станция «Курская» начала проектироваться первой, в 1943 году. И именно с нее 1 января 1950 года отправился первый поезд до «Парка культуры» - это был первый кусочек открывшейся кольцевой линии. Только в 1954-м году кольцевую линию полностью замкнули, завершили.

И на на каждой станции, кроме «Октябрьской», было огромное количество изображений Иосифа Виссарионовича Сталина. Либо в мозаике, либо бюст, либо полный памятник. В общем, все для того, чтобы прославить вождя, для того чтобы как-то притянуть к нему, вероятно, здоровье, долголетие и т.д. Часто у меня на экскурсии спрашивают: а что же такое, почему Сталин умер в 53-м году? Ответ только один: не успели достроить кольцевую линию. Если бы ее полностью завершили (смеется)…

Михаил ФРОЛОВ
Станция «Курская» начала проектироваться первой, в 1943 году. С нее 1 января 1950 года отправился первый поезд до «Парка культуры». Это был первый кусочек открывшейся кольцевой линии.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

 

Андреассен:

- То здоровье и долгие лета ему были бы гарантированы.

Леонова:

- ...И многие думают, что после смерти Сталина все эти изображения резко исчезли не только с кольцевой линии метро, но и со всех других станций.

Андреассен:

- А разве нет?

Леонова:

- На самом деле исчезли они не сразу. Сначала приступили к Берии, убрали изображения, которые были в московском метро, в частности, на станции «Комсомольская» - там на мозаичном панно Берия стоял на мавзолее. Потом - Молотова. А потом, уже после 1956-го года, после ХХ съезда партии, разгромной речи Хрущева по поводу культа Сталина, убрали изображение «вождя народов» - полностью к 1961 году.

Андреассен:

- Неужели ни одного не осталось?

Леонова:

- По документам и по словам очевидцев, убрали все. Но было замечено буквально 3 года назад, что на одном из мозаичных панно на станции метро «Киевская», прямо рядом с переходом ближе к торцу станции, один в один – Иосиф Виссарионович Сталин в профиль, аплодирующий руками. Причем панно называется «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском государстве». Речь идет о воссоединении Восточной и Западной Украины. Первое такое воссоединение было в 19-м, а как раз там, где мог быть Сталин, это касалось 39-го года. И вы знаете, ни у кого не вызывает сомнений, кто смотрит на это панно, что это один в один Сталин. Единственное, что его как-то отличает, - у него такой высокий ворот рубашки в украинском национальном стиле. Но все остальное – усы, нос, глаза… Причем известно документально, что на этом панно до 1961 года он действительно был изображен. Потом его замазали (точнее, конфигурация камешков была изменена), внешне он был таким мужчиной с усами.

Андреассен:

- И никто не заметил, когда «возродился» этот образ?

Леонова:

- Это большая загадка. Но однозначно он не мог быть там в годы советской власти. Увы, трудно найти снимки того времени, потому что фотографий метро вообще очень мало сохранилось. Если вы пришли бы году в 1960-70-м в метро с фотоаппаратом, вас могли бы забрать, куда надо, вытащить пленку, а может, даже забрать фотоаппарат. Слава Богу, что хотя бы иногда из фондов можно вытащить хотя бы некоторые фото, как метро выглядело раньше.

Андреассен:

- Вы, конечно, их показываете на экскурсиях, есть возможность сравнить с тем, что видим сейчас?

Леонова:

- Да, показываю.

Андреассен:

- Переедем на «Октябрьскую».

Михаил ФРОЛОВ
Станция "Октябрьская" - это станция-реквием, станция-усыпальница. Архитектор взывает к нашей памяти...
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Леонова:

- Дорогие друзья, когда будете на станции метро «Октябрьская», посмотрите наверх. Я вообще всегда призываю в метро посмотреть наверх, там много чего есть интересного. И вот на «Октябрьской» кругом и всюду – над станционным залом, над путевыми платформами вы увидите барельефы воинов, погибших в Великую Отечественную войну или пропавших без вести. Причем художники и скульпторы брали реальных людей, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

А под барельефами - такая табличка, прибитая четырьмя болтами. Для чего? Это по-научному называется кенотаф – символическая могила, где нет останков. Это как бы дань памяти погибшим, чтобы каждый из нас, каждый из тех, кто заходит в метро, мог вспомнить своего близкого, своего родственника, своего друга, который погиб в Великую Отечественную войну, - и мысленно вписать на эту табличку фамилию, имя, отчество и даты его рождения и смерти, если они известны.

Михаил ФРОЛОВ
Над путевыми платформами на "Октябрьской" - барельефы воинов, погибших в Великую Отечественную войну или пропавших без вести. А под ними - посмотрите! - пустые таблички, чтобы каждый мог мысленно вписать имя погибшего в Великую Отечественную родственника.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Михаил ФРОЛОВ
Над путевыми платформами на "Октябрьской" - барельефы воинов, погибших в Великую Отечественную войну или пропавших без вести. А под ними - посмотрите! - пустые таблички, чтобы каждый мог мысленно вписать имя погибшего в Великую Отечественную родственника.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Это станция-реквием, станция-усыпальница. Ее архитектор Леонид Поляков как бы взывает к нашей памяти. Там еще такие горящие приглушенные факелы, подобие факелов Победы. И мы, проходя через анфиладу этих воинов, вспоминая о тех, кто погиб, должны подойти к так называемому… Сегодня эту решетку называют Голубой огонек - с потолком, который выкрашен в сине-голубой цвет. И сам Леонид Поляков, когда его спросили, что это такое, сказал: «Я хотел показать, сколько советских воинов, сколько людей погибло ради светлого будущего на земле, показывая на символ мирного неба – голубой цвет».

После чего наши стали шутить, что будущее советского человека – за решеткой. Потому что там стоит решетка, а за ней – вот этот голубой цвет. Но все-таки искусствоведы, я думаю, что и сам Леонид Поляков, предполагали, что это иной мир, то есть тот, в который ушли эти воины, подобие некой кладбищенской ограды, другой территории. Вот что означает эта решетка, как в алтаре в католических храмах, за подобной решеткой могли быть похоронены известные люди.

Михаил ФРОЛОВ
Сегодня эту решетку называют Голубой огонек - с потолком, который выкрашен в сине-голубой цвет. По замыслу архитектора, он хотел показать , что ради МИРНОГО НЕБА погибло много воинов. Но народ "расшифровал" композицию по-своему.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Категория: Записная книжка | Просмотров: 469 | Добавил: Авгур | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]