Главная » 2013 » Май » 7 » Принципы манипуляции общественным мнением
16:24
Принципы манипуляции общественным мнением
Что же это такое  пропаганда и каковы технологии манипулирования умами людей?
Сейчас попробуем разобраться.

И начать надо с гениального ума всего человечества Владимира Ильича Ленина.
Он как никто другой понимал суть и значение пропаганды и манипуляции общественным сознанием.
В данной статье я не буду давать оценки и выводы, а просто поразмышляю о сути данного явления.

Итак.
Суть любой политической деятельности – это объединение единомышленников во главе с вожаком. То есть наличие партии, которая и ведет  организационно - пропагандистскую работу в нужном ей направлении.
Хочу отметить, в чем гениальность Ленина. Она в политической ситуации и методах работы.
Сегодня и конец 19 века вещи просто полярные. Сегодня для создания партии есть практически всё - и типографии и свобода слова и Интернет, ТВ, Радио, многие печатные издания и при всем этом пропаганда находится на уровне каменного века..

Ленин решил эту проблему до умопомрачительности просто.
В то время существовали разрозненные кружки, которым надо было подкинуть марксизм и объединить их всех в партию.
Ленин начал с  выпуска газеты. Газета по его задумке должна была выполнять роль организатора, пропагандиста и агитатора.
В условиях царизма ( не то , что в наше время ) выпуск такой газеты был делом затруднительным, но Ленин умудрялся выпускать ее регулярно и даже печатал за границей и потом нелегально курьерами ввозил в Россию. И это, не говоря о листовках и прокламациях.
Конечно же и никто не будет спорить, что царский режим уже трещал по швам, но…
Ведь суть была в том за кем пойдет народ. И вот тут решающее слово было за агитацией и пропагандой.
Сегодня мы тоже имеем пропаганду и агитацию и вскрытие отдельных недостатков. Но в этом нет никакой системности и напора как у Ленина.
Народ вообще трудно подсадить на крючок. А уж если агитатор выступает в дорогущем костюме и ездит на авто супер престижной марки – то, что он сможет сказать такого, чему бы поверили безоговорочно.

Ленин оставил нам уникальное наследие по идеологической борьбе, и нам всем неплохо было бы почитать его работы и проникнутся одной простой мыслью – если ты влез в политику, то здесь надо думать, сопоставлять и размышлять, а не действовать по принципу «болотных» – деньги получили, распилили, остатки отработали на стандартных митингах и слили то, что в общем-то в принципе и не имело будущего, по причине отсутствия вменяемых лозунгов и ярких агитаторов, которые умели бы убеждать, а не пускать сопли по принципу – Как все плохо, а будет еще хуже.

Но кроме денег существуют еще и законы ведения пропаганды и агитации.
И вот о них стоит поговорить более обстоятельно

Сегодня очень многие рвутся в политику и хотят занять более высокие кресла.
Для этого есть два пути.
Один реальный и конструктивный – это на своих собственных делах доказывать правоту своих идей и воззрений и доверится народной молве, которая самый надежный источник популярности того или иного политического деятеля.
Второй путь проблематичный и гибельный в конечном счете, потому, что у нас встречают по одежке , а провожают по уму. И вот этот второй путь – заняться манипулированием  массового сознания.

Что такое манипуляция. Это психологическое воздействие, возбуждающее в человеке намерения,  не совпадающие с его реальными желаниями.
Ну, в общем, понятно – надо просто облапошить. Но как?

Говорить о личностных манипуляциях я не буду, так как это подробно изложено в статье на моем сайте opex56.ucoz.ru.

Поговорим о толпе.

Политическая манипуляция нужна там, где проводится символическая политика, насыщенная псевдособытиями.

Символическая политика – это то, когда политическая партия и ее лидер ничего не делая и не желая делать в принципе, наполняет свою деятельность псевдособытиями.

Например, посещение больницы с жертвами террора лидером партии. Совершенно очевидно, что после его посещения не изменится ничего, но в памяти останется его отеческое лицо и более чем «искренние» сожаления о произошедшем.

Во всех странах мира идет предвыборная манипуляция сознанием электората и здесь побеждает тот, кто вложит больше денег и чаще поторгует лицом. При этом истинные намерения политика никто и никогда вам не расскажет и даже не заикнется об этом.

И здесь на первый план выходит комбинация из  развлекательной, информационной и убеждающей частей. Развлекательная в этом контексте это прежде всего  любое средство возбуждающее интерес зрителя к сообщению: нервное возбуждение, заинтересованность, да и просто  удовольствие от получаемой информации.

Манипуляции для прихода во власть.

Примеров здесь не счесть.
Ленин всегда говорил и доказывал на деле , что «Главный вопрос – это вопрос власти» , и как выясняется в достижении ее все методы хороши. Брест - Литовский мир, Хрущевская ложь о Сталине и его времени, Брежневский переворот и смещение Хрущева, приход Горбачева в сомнительной ситуации после череды смертей Генсеков, развал Союза Ельциным для отстранения Горбачева от власти.

Особенно грязными были технологии манипулирования при Ельцине.
Использование «двойников» (когда в списке появляется кандидат — однофамилец конкурента, который, должен оттянуть на себя часть голосов), вброс компромата (основанный на не всегда реальных фактах, и опять же с использованием похожих двойников),
просто подкуп избирателей, когда перед выборами ремонтируются подьезды и дома
Ну и , конечно же, набившая уже оскомину «карусель»  и «вбросы» и многое другое.
Отдельно надо упомянуть об административном ресурсе, когда в ход пускаются  давление на прессу, на команду конкурента и на избирательную комиссию.

Манипулятивное воздействие на народ.

Здесь тоже есть свои психологические законы и эффекты.
Если говорить об этом, не вдаваясь в дебри психонаук, то здесь очевидны следующие моменты:

Активная эксплуатация инстинктов, стереотипов и механизмов восприятия информации.

Существуют четыре базовых рефлекса толпы.
1. Желание иметь лидера, за которым можно и нужно идти
2. Реализация стадных инстинктов – быть членами группы, общины и заботится о членах этой группы.
3. Привычки, стереотипы и рефлексы поведения в той или оной ситуации
4. Желание подражать своему кумиру.

Каковы же методы?
Они самые разнообразные
Если говорить об административно ресурсе – это прежде всего давление на руководителей предприятий - угроза увольнения, налоговые проверки.

При регистрации кандидатов это Манипуляции
1. с регистрацией кандидатов, партий и блоков,
2. со списками избирателей
3. финансовые махинации при финансировании выборов
4. различные виды цензуры скрытой и явной

При подсчете голосов.
1. Порча бюллетеней
2. Вброс бюллетеней
3. Неправильный подсчет голосов

С кандидатами могут производить следующие действия
1. Запугивание
2. Помехи для распространения агитационных материалов
3. Экономическое давление
4. Слухи и сплетни ( создание определенного имиджа, привлечение внимания к определенному поступку )
5. Публикация ложных рейтингов
6. Очень эффективная по своему эффекту – ночная агитация в сельской местности, когда тебе звонят ночью и предлагают проголосовать за того или иного кандидата.  Возможна даже ночная агитация по громкоговорителям.


Психологические манипуляции

Запугивание электората по принципу – «Придут коммунисты и повесят всех не согласных с ними»

Эмоциональные методики  -  "Если не Вася Пупкин то кто, кроме него наведет порядок в стране", или же "Я достучусь до каждого и каждому помогу чем смогу." При этом приводятся псевдоправдивые истории и рассказы из жизни кандидата.

Дозированная информация, которая не говорит того, что не надо говорить, тем самым исправляя впечатление о кандидате

Применение нейро-лингвистического программирования (НЛП) очень сегодня модного и востребованного всеми слоями общества – от политиков до кухарок.
Сюда входят такие методики как :

1 Павловские условные рефлексы, а ныне так называемые «якоря», когда в сознании активизируются в нужный момент в пользу кандидата фразы из подсознания –Сталин- Гулаг, СССР-тюрьма народов, независимость, свобода.
Особенно это заметно в Интернет сообществе., когда в подсознании заякорили такие слова как – хомячки, путиноид, дерьмократы….

2 Намеренное изменение шкалы ценностей – в СССР жрать было нечего… При нынешнем режиме народ живет в нищете…

3. Блеф, когда удается навязать мнение по несуществующему событию.
Сюда входят:
• Фальсификация
• Пустословие
• Полуправда
• Скрытая реклама
• Одностороннее и избирательное освещение информации
• Искусственно-организованные письма-жалобы
• Заказные статьи
• Искусственные скандалы
• Навешивание ярлыков
• Заказные социологические исследования

Пропаганда

Пропаганда это - распространение информации, слухов, фактов – для воздействия на общественное мнение.
Не надо путать с рекламой, которая больше все таки самопрезентация товара, а не политических действий.
Пропаганда воздействует на психику и эмоции , а значит может быть:
Правдивой, полуправдивой и ложной.
Также пропаганда может быть Позитивной и Деструктивной.

На самом деле пропаганда наиболее эффективна, когда существует разница между опытом народа и пропагандируемой идеей.

Вообще пропаганда должна быть проста и понятна.
Власть – Советам, Земля – крестьянам, Вор должен сидеть в тюрьме.
При таких изначальных посылах развить её до понимания массами достаточно легко, если к тому же сочетать ее с фальсифицированными и приукрашенными фактами.

Особый вид пропаганды – это ссылка на анонимный авторитет, для введения в заблуждения:
Английские исследователи выявили…, профессор Бостонского университета доказал…, один известный правозащитник комментирует…, доктора рекомендуют…, источник из президентского окружения заявил…

Есть так же такой вид пропаганды, который мы ежедневно наблюдаем по телевизору – обыденный рассказа о кровавых преступлениях и катастрофах.
Зрителю в ненавязчивой и ежедневной форме промываются мозги о том, как все плохо и на лучшее, надежды быть не может.

Забалтывание – это ежедневный показ одного и того же человека с целью посеять усталость от одного только его вида.

Эффект Геббелса – когда первое слово ценится дороже всех остальных. И человек первым произнесший нужную речь в нужном месте, как правило в умах народа занимает место победителя. К тому же, если речь была полна компромата, то в психологии человек которого оболгали всегда занимает низшую ступень и обязан доказывать свою невиновность, даже если этих фактов в его жизни и не было никогда.

Информационная блокада – умышленное длительное замалчивание произошедшего факта, с последующим безальтернативным его освещением. Здесь на пике интереса возникает эффект зомбирования и люди верят тому, что говорят

Очень большую и эффективную нишу занимают комментарии.
Это не паханое поле разгула пропаганды и победы над умами людей. Обратите внимание- что любые события мы воспринимаем именно по комментариям , а не по собственному разуму. Вполне очевидно, что такой вид пропаганды самый эффективный и востребованный в СМИ.

Постановка перед  фактом.
« Дыма без огня не бывает»,  «Раз все об этом говорят, значит все не могут ошибаться» - и как результат полная безынициативность населения, так как против большинства не попрешь.


Есть еще много различных форм одурачивания людей. Я же на данный момент назвал и попытался систематизировать самые основные, с тем, чтобы прочитавший это узнавал их и понимал, что от него хотят лишь одного – поддержки перед выборами и в сложных ситуациях, для всего остального народ политикам не очень уж и нужен.

А закончить я хочу образцом пропагандисткой речи, после которой, сомневающихся просто не остается.
Завод Михельсона, 30 августа 1918 г. Владимир Ильич выступает перед рабочими, уходящими на фронт. Его речь вовсе не похожа на рассудительную кабинетную беседу:
 «У нас один лозунг, один девиз: всякий, кто трудится, тот имеет право пользоваться благами жизни. Тунеядцы, паразиты, высасывающие кровь из трудящегося народа, должны быть лишены этих благ. И мы провозглашаем: все — рабочим, все — трудящимся! Мы знаем, как все это трудно провести, знаем бешеное сопротивление со стороны буржуазии, но верим в конечную победу пролетариата, ибо, раз он мог выйти из чудовищных бедствий военной империалистической грозы и водрузить на развалинах разрушенного им здания — здание социалистической революции, он не может не победить… У нас один выход: победа или смерть!»
Категория: Мои статьи | Просмотров: 901 | Добавил: Авгур | Теги: эмоциональные методик, политика, технологии манипулирования, рефлекс толпы, блеф, фальсификациии, власть, народ, НПЛ | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]